"Если вам случится побывать в городе Балашове, Саратовской области,
вы, вероятно, встретите там по - военному подтянутых подростков в синей форме с
погонами и авиационными эмблемами...
Мечта о небе, тяга к романтической и трудной профессии лётчика,
привела их в школу юных космонавтов имени Героя Советского Союза лётчика - космонавта
Алексея Леонова, созданную при Балашовском высшем военном авиационном училище лётчиков.
...Двухгодичную учебную программу ведут опытные преподаватели
военных и научных кафедр и офицеры запаса. Многим из них пришлось сражаться в годы
Великой Отечественной войны...
Один из них, начальник школы юных космонавтов Подполковник
запаса Б. М. Бугарчев, сбивший в первый час войны над городом Алитус Литовской
ССР 2 вражеских самолёта. А всего на его личном счету 15 поверженных самолётов
противника..."
( Из материалов журнала "Крылья Родины" )
* * *
Борис Максимович Бугарчев родился в 1913 году.
Боевое крещение получил в период Советско - Финляндской войны
1939 - 1940 годов.
С Сентября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По
1942 год служил в составе 236-го ИАП, летал на Як-1. Затем - в 753-м ИАП. С Августа
1942 года по Май 1945 года - в 4-м ИАП, где летал на Як-7 и Як-9.
Награждён орденами: Красного Знамени ( дважды ), Александра
Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.
В 1964 году по инициативе начальника Балашовского высшего
военного авиационного училища лётчиков Полковника П. Ф. Лобарева и
Балашовского ГК ВЛКСМ при училище была создана на общественных началах
Школа юных космонавтов, которая формируется из учащихся 8 - 9 классов
школ города Балашова без отрыва от основной учёбы в школе. Начальником
школы был назначен участник Великой Отечественной войны, Подполковник
запаса Б. М. Бугарчев. Ежегодно школа осуществляет очередной выпуск.
Большинство выпускников поступают и заканчивают Балашовское ВВАУЛ, многие
- другие военные училища.
Вашему вниманию предлагается один из эпизодов боевой деятельности
лётчиков 236-го авиаполка, приведённый в книге П. М. Бойкова - "На главных направлениях:
"14 Июня 1942 года четвёрка "Яков" во главе
с командиром эскадрильи Капитаном А. Е. Шварёвым поднялась в воздух с аэродрома
Васильковское и в точно назначенное время прибыла в район прикрытия кавалерийского
корпуса Генерала П. А. Белова, который вёл активные действия за линией фронта.
На подходе к району "Яки" встретили самолёт - разведчик противника Hs-126,
которого с первого захода сбил А. Е. Шварёв. Через некоторое время с запада появилась
девятка бомбардировщиков Ju-88 с намерением нанести бомбовой удар по конникам.
Минуя плотный заградительный огонь "Юнкерсов", Капитан А. Е.
Шварёв врезался в строй вражеских самолётов и сбил ведущего. Командир звена
Лейтенант Борис Бугарчев уничтожил второй бомбардировщик. Противник, не выдержав
такого напора, беспорядочно сбросил бомбы и повернул обратно.
Группа Капитана А. Е. Шварёва продолжала патрулирование. В очередной
схватке с 8 Ме-109 отважная четвёрка сбила 2 самолёта противника. И тут вовремя
показалась вторая группа "Яков", вызванная по радио Александром Шварёвым. Заметив
это, оставшиеся "Мессера" немедля исчезли.
Генерал П. А. Белов объявил благодарность личному составу
236-го истребительного авиаполка, отличившемуся по прикрытию конников".
К вышеизложенному остается добавить лишь то, что Александр
Ефимович Шварёв, командир эскадрильи, в которой служил Борис Бугарчев, к концу
войны совершил около 450 боевых вылетов, провёл 73 воздушных боя, в которых сбил
15 вражеских самолётов - 14 лично и 1 в группе ( во многих источниках
указывается на 12 личных и 2 групповые победы ). За мужество и отвагу проявленные
в годы Великой Отечественной войны, спустя много лет, Генерал - майору авиации
А. Е. Шварёву было присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.
Осенью 1942 - зимой 1943 годов Борис Бугарчев участвовал в боях
за Сталинград. Вот что пишет в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза
Иван Никифорович Степаненко:
"Высоко в небе кружатся фашистские асы.
Воздушные схватки начинаются с рассветом. Пара за парой враги утюжат воздух с
утра до вечера, мелькая чёрными крестами. Как только взлетают наши машины,
вражеские истребители на огромной скорости бросаются на них. И всё же мы ходим
на перехваты, сопровождаем штурмовики и бомбардировщики.
Поиски способов борьбы с вражескими асами, наконец, приводят
к целесообразному решению. Командование 8-й Воздушной армии создает группу
специального назначения и перебрасывает её на другой аэродром. В состав группы
из нашего полка вошли Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Борис Бугарчев,
Иван Борисов, Амет-Хан Султан и я.
Командир полка, прощаясь с нами, напутствует:
- Теперь вы, ребята, гроза для немецких асов. На вас наша
надежда: или справитесь с ними, или оставаться нам под "колпаком"... Командовать
вашей группой назначен полковник Додонов, командир соседнего полка.
Конечно, Морозов преувеличивал нашу роль. Однако мы были
преисполнены желания победить и понимали всю ответственность возложенной на
нас задачи. Группе надлежало нападать на противника из засад, сбивать его с
первой атаки, наращивать бой наших истребителей.
29 Сентября вместе с Михаилом Погореловым сбиваем 2-х Ме-109
- одного на юге Сталинграда, другого над Верхней Погромной. Лавриненков и Амет -
Хан Султан, Борисов, Бугарчев провели бои на более высоком уровне: они сбили по
нескольку самолётов противника.
С каким, однако, трудом даётся победа ! После каждого
полёта в машине насчитываем более десятка пробоин...
В начале Января 1943 года была разработана операция по
уничтожению транспортных самолётов противника на удалённых аэродромах
Старобельск, Тацинская, Морозовская, Ростов. Одновременным ударом штурмовиков
и бомбардировщиков повреждено и уничтожено около сотни вражеских машин.
В один из дней, лётчики Шмалий, Молчанов, Погорелов и Бугарчев
сбили 8 "Юнкерсов". У нас потерь нет".
В Апреле 1943 года напряжённые воздушные бои развернулись на
Кубани. Активно действующая советская авиация захватила инициативу в районе
плацдарма, которым овладели части наступающей 18-й армии. За неделю с 17 по 24
Апреля лётчики уничтожили 152 самолёта противника. В последующем эта цифра была
удвоена и утроена.
Сражение за господство в воздухе продолжалось. Здесь наносили
разящие удары по врагу Александр Покрышкин и его однополчане. В те дни газета
"Красная звезда" поведала своим читателям о подвиге 6 лётчиков - истребителей:
Бориса Бугарчева, Алексея Рязанова, Ильи Шмелёва, Николая Логвиненко, Григория
Олейника и Сергея Сафронова. Они сбили 74 фашистских самолёта.
Вскоре эти лётчики появились в небе Орловщины, сражаясь крылом
к крылу с новыми товарищами по 15-й Воздушной армии.
1 Сентября 1943 года 63-я армия под командованием Генерал -
лейтенанта В. Я. Колпакчи начала наступление на Брянском направлении. Она
прорвала оборону противника и двинулась вперёд. Неоценимую помощь ей оказали
партизаны, контролирующие лесные массивы. Противник поспешно отводил свои
войска за Десну.
В осуществлении замыслов и решений командования фронтом важную
роль предстояло сыграть частям 15-й Воздушной армии. Её боевая деятельность в
операции, исходя из принципа сосредоточения всех усилий на главном направлении,
связывалась в первую очередь с наступательными действиями в полосе 50-й армии.
В 11 часов 7 Сентября авиация нанесла мощный удар по вражеским
узлам обороны. Заговорили гвардейские миномёты. Участник и очевидец удара
бомбардировочной авиации по живой силе и технике противника Борис Максимович
Бугарчев, бывший в те дни штурманом 4-го истребительного авиаполка 11-го
смешанного авиакорпуса. Добродушный и вместе с тем словно сжатый в пружину, в
Сентябре 1943 года не раз водил группы истребителей на боевые задания. Об
одном таком вылете в район севернее Брянска он вспоминает:
"...На аэродром, где базировались
истребители Генерал - майора авиации Степана Павловича Данилова, прилетел
находившийся в Воздушной армии представитель штаба ВВС Иван Лукич Туркель для
того, чтобы координировать действия бомбардировщиков дальней авиации Ил-4 и
истребителей сопровождения, наносивших массированный удар по оборонительному
рубежу противника.
Генерал Туркель изложил задачу на сборе лётчиков - ведущих
девяток бомбардировщиков и шестёрок истребителей. При нём они договорились о
всех деталях взаимодействия в воздухе.
Задача была очень ответственная. К её выполнению мы тщательно
готовились. Бомбардировщики появились над аэродромом в точно указанное время.
Первую девятку сопровождал Герой Советского Союза Майор Илья Шмелёв со своей
эскадрильей. Через небольшой интервал шла вторая девятка Ил-4, и вслед за ними
взлетели ещё 6 истребителей под командованием Героя Советского Союза Майора
Алексея Рязанова. Мне досталась 7-я девятка. Когда она появилась над аэродромом,
я взлетел с эскадрильей, пристроился к бомбардировщикам, зорко охраняя зоны
возможного появления немецких истребителей.
...Бомбардировщиков было 81 и 52 истребителя. Немцы открыли
сильный зенитный огонь. Немецких истребителей не видно. Правда, один "Фокке -
Вульф" пытался атаковать, но был мгновенно сбит. Первая девятка бомбардировщиков
сбросила бомбы, затем вторая, третья... Подошла очередь девятки, которую я
сопровождал со своими истребителями. Много мне приходилось видеть впечатляющих
картин, но такого я ещё не видел.
Когда вся группа бомбардировщиков и истребителей возвращалась
домой, по радио мы услышали благодарность нашей пехоты, которая после удара
прорвала сильно укреплённый вражеский рубеж и пошла в наступление".
Точных данных по итогам боевой деятельности Бориса Максимовича
Бугарчева, к сожалению, пока нет. [ М. Ю. Быков в
своих исследованиях указывает на 7 личных и 4 групповые победы. ]
* * *
Список всех известных побед
Майора Б. М. Бугарчева: ( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 07.09.1942 г. | 1 Ме-109 | Винновка | Як-1, Як-7, Як-9. |
2 | 11.09.1942 г. | 1 Ju-88 ( в группе - 1 / 7 ) | р-н Сталинграда |
3 | 1 Ме-109 | Кузьмичи |
4 | 14.09.1942 г. | 1 Ju-88 ( в группе - 1 / 9 ) | сев. окр. Сталинград |
5 | 1 Ме-109 ( в группе - 1 / 9 ) | юж. окр. Сталинград |
6 | 30.04.1943 г. | 1 FW-189 ( в паре - 1 / 2 ) | юго - вост. Крымская |
7 | 04.05.1943 г. | 1 Не-111 | зап. Крымская |
8 | 09.05.1943 г. | 1 Ме-109 | зап. Неберджаевская |
9 | 01.08.1943 г. | 1 FW-190 | зап. Волхов |
10 | 16.10.1944 г. | 1 FW-190 | Кормоча |
11 | 23.12.1944 г. | 1 FW-190 | Рауда |
Всего сбитых самолётов - 7 + 4.
|
|